UX (user experience) – пользовательский опыт. UI (user interface) – пользовательский интерфейс.
Не так давно – с развитием сайтостроения, программного обеспечения, интернет-маркетинга и прочих цифровых технологий – появилось понятие UX/UI-дизайн. Появилось оно вслед за понятием юзабилити, т.е. удобство использования чего-либо. Вообще-то здесь речь можно вести обо всём, что человек создаёт, и чем сам же пользуется: сайты, программы, мобильное приложения, автомобили, здания, дорожная инфраструктура, оборудование и т.д. Но, рассматривая термины UX, UI, мы остановимся на веб-сайтах.
По поводу того, что такое UX- и UI-дизайн сайта, и чем одно отличатся от другого, написано уже много статей. И все авторы пытаются поставить в этом вопросе точку над i, указать принципиальные различия между этими понятиями, – но так и не ставят. И это потому, что никаких принципиальных различий нет: в дизайне, например, сайтов и отдельных веб-страниц UX автоматически включает в себя UI и наоборот. А потому, сами смысл и полезность этих терминов (аббревиатур) являются сомнительными. Кратко разберёмся.
В разных вариациях, но в целом однотипно UX и UI трактуют примерно следующим образом:
UX (пользовательский опыт) – это то, насколько пользователю удобно работать с веб-сайтом, насколько легко пользователь достигает на сайте нужных целей: находит нужные страницы, загружает файлы, проходит регистрацию, связывается с владельцем сайта, совершает онлайн-покупку и т.д. Иными словами, UX определяют как некую дорожную карту, которая должна вести пользователя из начальной в конечную точку по кратчайшему маршруту, т.е. без затруднений. В отношении дизайна это приписывают общей структуре сайта и элементам навигации: меню, ссылкам, кнопкам, виджетам и проч.
UI (пользовательский интерфейс) трактуют, как внешнее графическое оформление этой дорожной карты: цветовая гамма, размер и форма элементов (тех же меню, кнопок, виджетов и т.д.), размер и формат шрифтов, визуальное оформление текстовых ссылок и проч. Сюда же относят и так называемый общий дизайн сайта: общая цветовая гамма, например, шаблона сайта, наличие картинок и т.п.
На самом же деле UI, т.е. интерфейс, – это по определению и UX тоже. Чтобы пройти из начальной точки, например главной страницы сайта, в конечную точку, например форму онлайн-заказа, пользователь использует этот самый интерфейс – интерактивную среду веб-сайта: навигационные меню, кнопки, ссылки в текстах и проч., а также ориентируется на картинки, например интерактивные баннеры. То есть интерфейс (UI) неотъемлемо включает в себя UX – маршрутную карту и указанные интерактивные элементы, с которыми взаимодействует пользователь, чтобы двигаться по этой карте.
Можно сказать и наоборот: хороший UX, т.е. положительный опыт пользователя от взаимодействия с сайтом, невозможен без привлекательной эстетики интерфейса, которая, с одной стороны, является триггером движения пользователя по сайту (например, красивый баннер или кнопка, побуждающие перейти на другую страницу), а, с другой стороны, определяет общее эмоциональное впечатление пользователя от сайта – т.е. тот самый опыт.
Представим два сайта. Оба одинаковые по структуре, на них одинаковые меню и информация; все ссылки и прочие навигационные элементы располагаются в одинаковых местах и т.д. Но один сайт имеет красивый цветной дизайн и красивые интерактивные элементы, а другой, скажем, – весь скучный чёрно-белый. Естественно, при одинаковом формальном удобстве (заложены одни и те же действия при работе с обоими сайтами) лучший опыт пользователи будут получать от «общения» с сайтом, имеющим приятный и мотивирующий дизайн, включая дизайн отдельных элементов (меню, кнопок и проч.). То есть UX – пользовательский опыт – это и «красивости» тоже, которые принято относить к UI. Но даже чёрно-белый дизайн («чистый» UX) – это всё равно UI, т.е. визуальная интерактивная среда, интерфейс – только в данном случае худшего качества.
Таким образом, UX (опыт) всегда подразумевает определённые эмоции от эстетики (свойство UI), а UI (интерфейс) всегда подразумевает функциональность (свойство UX). А если так, то какая принципиальная между ними разница?
Есть и ещё один важный аспект. UX обычно принято трактовать как опыт именно пользователя в достижении его, пользовательской цели. То есть, если это сайт, то UX подразумевает приспособленность сайта для решения именно пользовательских задач. В общем смысле это действительно так, что соответствует прямому смыслу понятия (user experience – пользовательский опыт) и нашло своё отражение в концепции Яндекса СДЛ (сайт для людей).
Однако в отношении коммерческих (продающих) ресурсов возникает принципиально иной аспект: не владелец сайта ублажает пользователей, чтобы они достигали своих целей, а пользователи своими действиями реализуют цель владельца – продажи с сайта. Безусловно, предприниматель не достигнет этой цели, если пользователи на его сайте не будут достигать своих целей – находить и покупать нужный им товар. То есть цели пользователей и владельца сайта совпадают. Однако ведущую роль в работе коммерческого сайта играет именно цель его владельца.
То есть в конечном итоге важен именно опыт владельца от организации коммерческого сайта, а не опыт пользователей. В противном случае сайт теряет смысл именно как коммерческий ресурс: он может быть красивым, приятным и интересным для пользователей, например, содержать интересные материалы в блоге, – но будет плохо продавать. В этом случае уже нельзя говорить о хорошем UX такого сайта, хотя эта аббревиатура вроде бы и отражает пользовательский опыт. Коммерческий сайт должен эффективно продавать – давать в этом смысле положительный опыт его владельцу. Только тогда можно говорить о хорошем UX такого сайта.
А хороший UX коммерческого ресурса – не только всего сайта, но и отдельной его страницы или, например, лендинга – это весь комплекс интерфейса данной площадки. Чтобы пользователь успешно выполнял предписанный ему сценарий поведения на площадке – двигался к покупке, одной дорожной карты (трафиковой воронки) недостаточно. Огромную роль в этом играют и эмоциональные мотивирующие элементы – триггеры: привлекательные изображения, заметные и приятные на вид ссылки, кнопки, виджеты, подсказки, красивый общий дизайн, читабельные шрифты, где нужно – яркие надписи и т.д. То есть опять же: UX – это автоматически и UI, о чём говорилось выше. Обратное утверждение также справедливо.
Таки образом, разделение, да и само использование терминов UX и UI не несёт ничего качественно нового и полезного, например, для сайтостроения. Это не более, чем мода на слова – новояз. Да и, говоря по правде, эти термины являются вредными, т.к. только затрудняют понимание существа вопроса – создание эффективного коммерческого ресурса (да и любого другого ресурса).
На самом деле UX/UI, как и многое другое «прогрессивное» существовало задолго до самих этих понятий – начиная с того, когда примитивный человек стал делать себе каменные топоры. Уже тогда ставилась задача сделать продукт функциональным и удобным – качества неотделимые друг от друга. И на протяжении тысяч лет, не считая последних 5–10-ти, никто и не задумывался по поводу UX и UI. Просто создавали продукты – так, чтобы они были функциональными (удобными, полезными) и комфортными (приятными на вид и проч.). Да и удобные и эффективные сайты и в целом компьютеры и программное обеспечение стали делать задолго до того, как придумали для них UI и UX.
Поэтому более приемлемым в этом смысле является термин «юзабилити» (usability), который, как уже сказано выше, буквально означает удобство использования чего-либо. Но применительно к веб-сайтам (и не только) он безусловно подразумевает и эстетику: удобно – это значит и приятно, комфортно, в т.ч. для глаз. Подробнее значение юзабилити для сайтов, в т.ч. коммерческих, рассматривается в самостоятельной статье Юзабилити.
В целом же, если у Вас стоит задача создать красивый, удобный, эффективный веб-сайт или лендинг мы рекомендуем Вам обращаться в нашу компанию. Digital Agency "ST" много лет успешно работает в области интернет-маркетинга. Наши профессионалы окажут Вам любую поддержку – как по созданию и оптимизации Ваших веб-ресурсов, так и по комплексному продвижению Вашего бизнеса в Сети.
Заказать интернет-продвижение